
Продолжаем публиковать материалы под общим названием рассказы о войне. Сегодня вашему вниманию предлагаем рассказ о первой диверсии партизан группы Николая Попова которую они провели в ночь с 26 на 27 июня 1942г. на перегоне Снитово- Янов Полесский.
В ночь с 26 на 27 июня1942г. группа партизан в количестве 25 человек под командованием Николая Попова двинулась к месту диверсии.
Темные кроны верхушек деревьев колыхались над головой. Деревья глухо скрипели под напором ветра, тревожно кричали ночные птицы. Внезапно лес начал расступаться. Впереди показалась тёмная полоса насыпи. Остановились. Прислушались. Слышно было, как недалеко приглушенно кто-то шел, цепляя сухие ветки. Это нам на встречу двигались мужчины-охранники (ваха). Мы вышли на железную дорогу в условленном месте. К этому месту шли и они. Их заранее ребята из группы по приказу Николая Попова сняли с дежурства и попросили помочь организовать диверсию.
Глаза привыкли к темноте, впереди тусклой полосой поблёскивали рельсы и виднелись чёрные полоски деревянных шпал. Николай Попов приложил ухо к рельсе и послушал, не движется ли в их сторону поезд. Убедившись, что всё нормально он дал команду разбирать рельсы и закладывать взрывчатку. Работа закипела. Специалисты готовили мины к установке. Ребята их в шутку называли - «мина мгновенного действия».
Правда, люди, нёсшие вахту на железной дороге выразили Попову свою глубокую обеспокоенность последствиями диверсии. По их мнению: - За крушение поезда немцы их расстреляют! Обеспокоенность крестьян была очевидной. Николай Попов им ответил; - Как только поезд будет спущен под откос, бегите в деревню и сообщите об этом старосте. Работа кипела: мужики откручивали гайки соединявшие рельсы, специальными ломами извлекали костыли из шпал и сдвигали рельсы с пути на несколько сантиметров, чтобы машинист не заметил следы диверсии. Наконец – то всё было сделано. Рельсы разобраны, заложено с каждой стороны движения по 10 кг взрывчатки. Осталось только ожидать появления паровоза. Ожидание затягивалось. Нервы напряглись. Слух обострился. Но вот со стороны Дрогичина донёсся едва уловимый стук колёс. С каждым мгновением шум становился чётче и явнее. Вот уже вдалеке появился свет движущегося поезда. В это время Попов дал команду отойти на безопасное расстояние и залечь. Когда поезд приблизился, он подал ещё одну команду - «к бою!». Послышались щелчки затворов. Через несколько мгновений партизаны увидели свет в окнах пассажирских вагонов и поняли, что идёт эшелон с личным составом в сторону фронта. В этот момент командир коснулся рукой плеча подрывника – это был условный сигнал для взрыва. И вот….! Гром взрыва, стук, лязг и визг железа оглушили партизан в полном смысле этого слова. Несколько минут постреляв по падавшим в откос вагонам, партизаны начали отход в безопасном направлении. Результат осуществлённой Николаем Поповым операции превзошёл все ожидания. Самодельные мины сработали идеально. Партизаны провели операцию без потерь. Так в Партийном архиве ЦК КПБ за 1942г. в одном из донесений сказано: «27 июня 1942г. партизанской группой л-та Николая Попова в составе 25 человек был спущен под откос немецкий пассажирский эшелон. В результате крушения уничтожен паровоз, 17 вагонов, а также уничтожено около 400 немцев. Железная дорога на участке диверсии не действовала в течение 20 суток».
После этого взрыва участок железной дороги Жабинка - Лунинец начали охранять вооружённые полицаи и немцы.
Рассказ составлен по воспоминаниям Николая Попова - командира партизанского отряда им. Н. Шиша.
Материал к публикации готовил Сергей Граник
К данной статье еще никто не оставил свой комментарий. Ваш комментарий может стать первым!
С 14 по 21 октября филиал "Военно-исторический музей им. Д.К. Удовикова" предоставляет возможность бесплатно всем многодетным семьям в рамках Недели родительской любви посетить экспозиции, а также насладиться выставкой "Свидетели эпохи".
Вот уже и 80 лет отделяют нас от последних залпов Великой Отечественной войны. В эту осеннюю пору особенно хочется вспомнить учителей – ветеранов войны, которые сменив солдатское обмундирование на гражданскую одежду, вошли в школьные классы. Только в городских школах в то время работали Коньков Иван Ефимович, Баранова Мария Захаровна, Чечко Петр Всеволодович, Есликов Андрей Сафронович, Пицуха Василий Лукъянович, Северинец Александр Федорович, Зайцев Алексей Иванович и многие другие.
В этом году мы отмечаем знаменательную дату – 80 лет с момента окончания Великой Отечественной войны. Это время, когда мы с гордостью вспоминаем о беспримерном мужестве и самоотверженности белорусского народа, который с оружием в руках встал на защиту своей земли. Важно чтить не только подвиги солдат на передовой, но и неоценимый вклад тружеников тыла, чья стойкость и преданность делу помогли приблизить Победу. Мы обязаны быть достойными памяти наших предков, стремиться к новым достижениям и передавать эту священную эстафету будущим поколениям.
17 сентября – особенный день для нашей республики, когда мы вспоминаем о единстве народа.Эта дата связана с событиями 1939 года, когда Красная Армия вошла на территорию Западной Беларуси, чтобы защитить ее жителей от надвигающейся угрозы немецкой оккупации.
В сентябре 1939, с началом похода Красной Армии, на территории Дрогичинщины создаются повстанческие отряды для оказания помощи действующей армии. Во главе их стали умудренные годами подпольной борьбы коммунисты. Многие из них отдали свою жизнь за освобождение Родины.Адрес: г. Дрогичин, ул. Ленина, д. 163, Республика Беларусь, Брестская обл.
Время работы:8:00-13:00, 14:00-18:00, 8.00-13.00, 14.00-17.00 (суббота, воскресенье)
Телефон: (801644) 7 14 22
Цена билета: Для учащихся, военнослужащих и приравненных к ним лицам - 60 коп. Для остальных категорий населения - 80 коп.
Цена экскурсии: Для учащихся, военнослужащих и приравненных к ним лицам - 5 руб. Для остальных категорий населения - 6 руб.
E-mail: dwhm@d-cult.brest.by
Группа музея в vk.com
Группа музея в Facebook