В нашем Военно-историческом музее хранится несколько десятков номеров газеты «Збудінне» - издававшейся общественно-культурным объединением «Поліссе». Сегодня я коротко попытаюсь рассказать о двух номерах - №12 от ноября 1990г. и № 2 от января 1991г. Начала выходить она с 1989г.
В своё время, проходя службу в рядах ВС СССР, я несколько номеров покупал в г. Слуцке. В то время мне было интересно то, что есть газета на Западно-Полесском говоре, который мне был с детства знаком. Если честно, то с удовольствием её читал. Она была необычной и с довольно неплохим тиражом. Что касается названия газеты то «Збудінне» с местного диалекта на русском языке звучит как «Пробуждение».
По мнению доктора исторических наук Кирилла Шевченко делавшего доклад на международной научной конференции «Нациестроительство и идентичности на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы», состоявшейся 6 октября 2013 года в Центре Евразийских исследований филиала Российского государственного социального университета в Минске.
«С крахом социализма официально общепринятая этническая самоидентификация перестала быть общеобязательной и многие из тех, кто ранее считался украинцем или белорусом, предпочли иную самоидентификацию.
Похожий процесс в конце 1980 – начале 1990-х годов наблюдался в белорусском Полесье, где, по утверждениям представителей местного полесского движения, около одного миллиона местных жителей заявляли о себе как о представителях отдельного полесского народа, отрицая свою общепринятую белорусскую или украинскую этническую принадлежность. По словам активистов полесского движения, эта тенденция дала о себе знать уже во время всесоюзной переписи 1989 г., когда значительная часть местного населения при ответе на вопрос о собственной национальности, заявила о себе как о «полешуках» или «ятвягах». Но поскольку данной национальности не было предусмотрено, то, по их словам, все пожелавшие указать «полесскую национальность» были записаны белорусами на территории Беларуси и украинцами на территории Украины».
Идея создания полесского литературного языка была, судя по всему, совершенно нова. Она не связана с какой-либо существовавшей ранее устойчивой культурной традицией, не считая нескольких отдельных попыток в прошлом использовать местный диалект в письменности.
Уроженцы белорусского Полесья рассматривались полесской интеллигенцией как прямые потомки смешанного балто-славянского населения, проживавшего на этой территории в раннее средневековье во время Киевской Руси. Особый акцент делался на балтские племена ятвягов, являвшихся дославянскими обитателями этого региона, частично ассимилированных, частично истребленных славянами. На начальном этапе полесского движения его идеологи подчеркивали балтские корни современного населения Полесья, обосновывая тем самым этнокультурные отличия полешуков от украинцев и белорусов.
В качестве первого упоминания о ятвягах полесские идеологи ссылаются на «Повесть Временных Лет», содержащую информацию о том, что среди послов в Византию в 944 г. был также ятвяжский князь Гунар. Создатели полесской истории подчеркивают, что в это время ятвяги имели свою собственную государственность и были независимы от Киевской Руси. Согласно полесским историкам, киевский князь Владимир покорил Полесье только в 983 г., но уже в 1015 г., после его смерти население Полесья вновь добилось независимости. Период с 1015 по 1319 годы рассматривается как время существования независимых государственных образований на территории Полесья. Этот период, однако, был отмечен многочисленными войнами между ятвягами и Галицким княжеством. Князь Даниил Романович Галицкий нанес поражение ятвягам в 1227 г. у Бреста и с этого времени ятвяги стали союзниками Даниила в его войнах с Польшей».
Хочу рассказать о том, что написано в этих двух номерах и заинтересовало меня больше всего? № 12 от 1990 г.
Сыргіj Мысовэць
Баллада хлібовы
Вік од віку сохою горалы
и косылы траву-осоку,
желэ жіто, в снопочкы вjязалы,
слалы рівно ёго на току
Важкым ціпом ёго довго былы,
аж пыклы мозолі на руках,
на пычі тое зерне сушылы
и рукамэ мололы в жорнах…
Помытаю, ек вносыла матэ
діжку в хату зробэты заміс,
мынэ клала на запычку спаты,
шоб до тіста рукамы ны ліз
Хлібным духом маніло по хаты,
діжка тыхо шыптала всю нич…
Пуднымалася досвітком матэ
ростоплеты настудяну піч.
І ны спапав je до самого ранка,
всэ ворочавса з боку на бік,
всэ кортіло дождатыс сныдака-
ныч здаваласа довша за рик.
Jсты хліба – смачніj, ніж поспаты.
И за бавынкы всі высыліj.
Бачу j зарэ батька и хату,
Маму, піч, свіжиJ хліб на столі.
Дрогичин: события осени -90
В сентябре районная гуртына ОКО «Поліссе» подала в райисполком документы, необходимые для своей регистрации. Этот вопрос рассматривался 2 октября на сесии райсовета, куда представители «Полісся» приглашены не были (сессия городского Совета 27 сентября проходила с участием нашего представителя). Райсовет отказал в регистрации в связи с «нецелесообразностью», что противоречит требованиям законодательных актов республики, подчёркивающих недопустимость такой мотивировки и свидетельствует об уровне юридической культуры данного органа власти. Решение это было принято за исключением одного человека единогласно.
Ещё более сплочённо прошла вслед за тем районная партконференция, где парторганизация СУ -25 подняла вопрос об исключении М. Горбачёва из партии. Это заявление было поддержано и одобрено конференцией и лично первым секретарём райкома партии Б.В. Осовцовым.
Партии правда, бывают разные. Вот например, 24 октября в хозмаг Дрогичина была привезена большая партия кастрюль, вёдер и обойной бумаги. Люди с вечера начали занимать очередь. Но, как выяснилось, часть этой партии была спрятана в соседнем магазине «Техника» - видимо для нужных людей. Это было замечено «ненужными» людьми, которые устроили в «Технике» «поимку товара с поличным». О выявленных фактах люди сразу же сообщили председателю райпотребсоюза, начальнику милиции и первому секретарю. Люди надеялись, что оперативно будут приняты меры по наведению порядка. К сожалению, ни тогда, ни на следующий день, когда проходило совещание в РИК по этому вопросу, внятных объяснений получено не было.
Материал предоставил В. Прокопчик
В данном номере размещено исследование Миколы Шеляговича (родом из д. Огдемер) под заголовком « Ятвяги были! Но кем они были?». На основании документов Шелягович делает вывод: «… Люди же, осознавшие себя ятвягами ещё в 1857-60-х гг. проживали не в Пруссии, не в районе Сувалок, не около Гродно, а в северной Етвязи (Бельско- Берестейско_ Яновский регион)!».
В номере печатается продолжение исследования Фёдора Климчука кандидата филологических наук сотрудника института Языковедения АН БССР «Слово про поход Игоря - Святославового сына, Олегового внука».
Интересным является публикация на местном диалекте рассказа Александра Трушкова «Кожух».
№2 от января 1991г.
В этом номере опубликован состав Правления ОКО «Полісьсе»
- Председатель обьединения – Николай Шелегович (работает старшим экспертом белорусского фонда культуры)
- Первый заместитель председателя – Виктор Давидюк (работает заместителе декана филологического факультета Луцкого пединститута)
- Заместитель председателя - Лев Козлов (профессор, преподаватель Минского института культуры)
- Заместитель председателя - Владимир Малышкевич ( работает проректором Брестского пединститута)
- Заместитель председателя – Александр Трушко (дипломат МИД СССР)
- Секретарь Правления – Валерий Калиновский (работает редактором газеты “Збудінне”)
- Григорий Оркушин (работает старшим преподавателем Луцкого пединститута)
- Геннадий Горбацкий (работает старшим преподавателем Брестского пединститута)
- Леонид Денисюк (работает профессором Львовского университета)
- Анатолий Крейдич (работает корреспондентом Ивановского районного радио)
- Виктор Лазарук (дипломат МИД СССР)
- Николай Минзер (работает сотрудником Белорусского научно-исследовательского института педагогики)
Вот короткий обзор двух номеров газеты «Збудінне», которую издавало Общественно-культурное объединение «Полісьсе», председателем которого был наш земляк уроженец д. Огдемер Микола Шелягович.
фото из фондов музея
максим, 2023-03-22
Класс!
Студент, 2023-03-24
Жаль,что газета не выходит!
Nemo, 2023-03-24
Вальмэ маныть рыднэ слово!
Адрес: г. Дрогичин, ул. Ленина, д. 163, Республика Беларусь, Брестская обл.
Время работы:8:00-13:00, 14:00-18:00, 8.00-13.00, 14.00-17.00 (суббота, воскресенье)
Телефон: (801644) 7 14 22
Цена билета: Для учащихся, военнослужащих и приравненных к ним лицам - 60 коп. Для остальных категорий населения - 80 коп.
Цена экскурсии: Для учащихся, военнослужащих и приравненных к ним лицам - 5 руб. Для остальных категорий населения - 6 руб.
E-mail: dwhm@d-cult.brest.by
Группа музея в vk.com
Группа музея в Facebook