Два дня в Кракове

Автор: Сергей Граник
Дата: 2014-08-05
Просмотров: 2847

Так получилось, что в первые дни своего отпуска решил съездить в Польшу. Давно я там не был, однако, больше всего хотелось побывать в гостях у своей дочери Анны, которая уже 6 лет живёт в Кракове.

Проблемы с оформлением визы позади. И вот я в автобусе Брест-Люблин. Приключения начались на границе. Польские таможенники нашли в автобусе контрабанду сигарет, из-за чего продержали нас на границе довольно долго. Пришлось снимать отпечатки пальцев у пассажиров для того, чтобы выяснить хозяина сигарет.

И вот хозяева контрабанды установлены. Наш автобус наконец-то двинулся в путь. Мимо по сторонам дороги мелькали многочисленные фермерские усадьбы. Вдоль дороги до Бялой Подляски большое количество магазинов, кафе и мест отдыха. У нас вдоль дорог такого пока нет. После Бялой Подляски повернули на Люблин. По сторонам дороги я увидел сплошной агрогородок. По обе стороны на полях стояли добротные хутора польских фермеров. Полоски земли засеяны. Видно, что каждый хозяин сам решает, как и что ему сеять. Запущенных участков я не увидел. Хотя изредка попадаются участки земли, которые продаются. Об этом свидетельствовали планшеты с надписями. Брошенных домов также я не увидел в польских деревнях.

Люблинский автовокзал встретил меня суматохой. Нужно было искать банк, чтобы обменять доллары на злотые. Вскоре я его нашёл и обмен состоялся.

Передо мной стояла задача – побыстрее попасть в Краков. Пройдя вдоль перрона, я нашёл место, где идёт посадка в нужном для меня направлении. Главное, что вовремя сообразил по поводу разницы во времени и перевёл часы на час назад. Через некоторое время подъехала нужная мне маршрутка. Я купил билет за 48 злотых и занял место в салоне. Жара в этот день была за тридцать градусов, поэтому ехать было не очень приятно, так как женщины ещё просили мужчин не открывать форточки и люки. Боялись, что их продует.

В 20:00 я вышел на вокзале «Краков-главный». Меня встретила дочь. Мы обнялись и заплакали от радости. Наша долгожданная встреча состоялась. Так началось моё двухдневное пребывание в одном из красивейших городов Восточной Европы.

Дочь сразу же предложила перекусить и попить чего-нибудь с дороги. Она повела меня в кафе, где я сам себе накладывал, что хотел. Самым интересным было то, как потом без взвешивания на глаз они мне выставили стоимость блюда. Я так и не понял процесса оценки, но без разговора заплатил.

Попробовав польской кухни в торговом центре, мы пошли брать билет в обратную сторону. Через полчаса билет был в кармане.

Вечерело, и мы пошли на автобус, чтобы доехать до Велички. В этом предместье Кракова работает и живёт моя дочь. Билет в маршрутке стоил чуть больше доллара. Если сравнить с Минском, то это меньше, чем от железнодорожного вокзала до Заславля. Но бензин в Польше намного дороже и зарплаты выше. Поэтому получается, что билет сравнительно недорогой. По дороге Анна мне рассказывала о Кракове. Переехали по мосту Вислу. Впечатляет обилие рекламы вдоль дороги. Вся она на польском языке. У нас в Беларуси в основном на русском. Вот и думай после этого, почему у нас не в почёте родной язык?

И вот Величка. Пять минут ходьбы, и мы в доме Емаус. Оказывается, нас там ждали. Как только открылась дверь, она представила меня своим коллегам по работе.

После короткого ужина я ушёл в приготовленную для меня комнату, где мы до ночи разговаривали с Анной о её жизни в Польше и о родственниках в Беларуси.

На следующий день после завтрака началось моё путешествие по историческим местам. Дочь хорошо знает Краков, поэтому она стала моим гидом.

На маршрутке мы поехали в центр Кракова. Меня интересовал старый город, памятники, музеи, да и просто интересные места, о которых я знал из прочитанного и телепередач. Однако лучше один раз увидеть… От вокзала к Старому Мясту подать рукой.

Мы пошли. Первое, что поразило в старом городе, – это отсутствие транспорта и сплошная пешеходная зона. То, что было по сторонам, описать словами невозможно. Это нужно видеть. В общем, Средневековье.

Прежде всего, поражает архитектура, старые костёлы, множество памятников, в общем, рай для туристов. Здесь всё сделано для людей. Впервые я увидел автомат по предоставлению в пользование на время велосипедов. Возвращать на место, где взял его, не обязательно. Можно, оказывается, проехать километров пять и оставить велосипед на аналогичной парковке. В общем, мы попали в царство туристов, велосипедов и пешеходов. Часто мимо нас проезжают электромобили. На них катаются по старому городу группы туристов, для которых из динамиков звучит рассказ о том, что они видят на понятном им языке. Маршрут выбирают сами туристы. Старое Място – это царство не только для путешественников, но и для местных многочисленных голубей. Они здесь людей не боятся. Дочь достала из рюкзака кусок булки, и мы с протянутой руки решили покормить этих божественных птиц и полюбоваться их расцветкой.

Поразило большое количество «королевских» дилижансов, которые припаркованы к площади Адама Мицкевича. Кто из туристов желает, может воспользоваться парой лошадей и каретой для путешествия по старому Кракову. Удивляет отсутствие конского навоза на мостовой. Это происходит потому, что рядом с кучером сидит его помощник, который и следит за тем, чтобы вовремя подставить лошади сачок для приёма испражнений. Аналогично ловят и лошадиную мочу. Ну, а если же «студент» прозевал, то придётся ему брать савок, ведро и тряпку для очистки мостовой.

Двигаясь по старым средневековым улицам Кракова, мы незаметно вышли к знаменитому Ягеллонскому университету. На втором этаже над входом в один из корпусов вижу портрет Иоана Павла II. Дочка рассказала, что именно из этого окна выступал Папа Римский перед студентами Ягеллона. В честь этого события фасад украсила мемориальная доска, а окно портрет понтифика. Напротив университета парк. Бросилось в глаза большое количество скамеек. У нас такого нет, а жаль.

На одной из скамеек табличка с надписью подтверждающей то, что на ней отдыхал Римский Папа. Мне почему-то самому захотелось присесть на эту скамейку и сфотографироваться на память. Что я и сделал.

И вот спустя несколько часов после посещения костёлов и интересных мест мы уже у подножья величественного замка Вавель. Вид этого фортификационного сооружения впечатляет. Вдоль лестницы на крепостной стене сотни табличек с фамилиями патриотов и национальных героев Польши. Есть там фамилии наших Адама Мицкевича, Тадеуша Костюшко, Костуся Калиновского, Элизы Ожешко и др.

Подымаясь вверх по ступеням крепости, меня охватил трепет и волнение от того, что и мои давние предки были причастны к истории Речи Посполитой , и, по идее, Речь Посполитая – это и их, и моя Родина.

Мимо проходят десятки групп туристов из разных стран. За вход во дворец нужно платить, но многих пропускают так. Этим и мы воспользовались. Знаю, что во дворце замка королей Польши покоится прах правителей прошлых столетий. Спускаемся в подземелье. Дочь на одном из саркофагов читает «Адам Мицкевич…», рядом в стене ниша, а в ней чаша с надписью «Сердце Тадеуша Костюшко…». В общем, не передать словами то, что можно посмотреть в замке. Сплошной поток идёт к последнему пристанищу трагически погибшей президентской пары Квасневских…

Вскоре бродить по замку мы устали и сели в одно из кафе попить газировки и отдохнуть. С этого места, где мы сидели было хорошо видно, как на том берегу Вислы медленно подымается в небо на тросе огромный воздушный шар с туристами в корзине. Думаю, что с высоты в 500 метров Краков смотрится ещё впечатляюще.

Спуститься к реке мы решили с другой стороны замка. По старой брусчатке через минут двадцать оказались на набережной Вислы. Захотелось посидеть на берегу и посмотреть работу туристических катеров. Полчаса не меньше мы просто смотрели на реку и движение по ней разнообразных и разноцветных судёнышек.

Дело двигалось к вечеру, и мы решили идти к автобусу, чтобы ехать в Величку. Улицы в исторической части города были заполнены отдыхающими и туристами.

Идя по старым улочкам, понимаешь, что Краков – это история, это прошлое величия Польши. Здесь осознаёшь то, какими были наши далёкие предки, жившие несколько столетий с поляками в одном государстве.

И вот в автобусе едем домой. Анна мне рассказывает о старом городе, и я смотрю в окно автобуса. Проезжаем через бывший еврейский квартал города. Поляки сохранили его таким, каким он был во время Второй Мировой войны. Думаю, что это правильно.

На следующий день с утра мы решили посмотреть достопримечательности Велички. Мне захотелось зайти на городское кладбище. Было интересно найти могилы воинов Красной Армии. К сожалению, их там найти не удалось. Мы нашли лишь мемориал поляков погибших в период Первой Мировой войны, где также похоронены были умершие после войны солдаты армии Владислава Андерса. Об этом свидетельствуют надписи на надгробиях. Иду по дорожке между могил и читаю фамилии. Интересным, на мой взгляд, является то, что здесь похоронено много людей, фамилии которых часто встречаются в нашей местности. Это ещё раз подтверждает то, что когда-то мы жили в одном государстве.

На городской площади Велички нарисован 3-D рисунок, расположенный перед группой «медных» шахтёров-соледобытчиков. Перед рисунком стоит автомат-фотоаппарат. Можно стать на определённое место на рисунке, сделать фото и отправить его себе на электронный почтовый ящик. Это также развлечение для туристов и гостей города. Повозившись с автоматом у нас ничего не получилось, поэтому мы стали в круг обозначающий место, с которого можно сделать фото и своим аппаратом. Мы его и сделали.

После площади двинулись дальше знакомиться в Величкой. Вскоре мы были у шахты-музея. Здесь соль уже не добывают. Шахту превратили в туристический объект. Экскурсия в течение 3-х часов стоит 70 злотых. Это 23 доллара. Дороговато. Но за то, чтобы спуститься на глубину 300 метров и погулять по соляным копям этого не жалко.

Возле шахты ряды сувенирных лавок. Такого разнообразия продукции для туристов в Беларуси я не встречал. Здесь продают также плоды человеческой фантазии и грёз. Нам у поляков есть чему в этом плане поучиться. Нужно только не лениться.

Далее направляемся по ул. Иоанна Павла II к памятнику понтифику. И снова фото на память… Осматриваем и другие интересные места. Рядом с памятником борцам за независимость Польши стоит деревянный крест с надписью «Катынь». Поляки помнят эту страшную трагедию и сделают всё, чтобы она больше никогда не повторилась.За шесть часов до моего отъезда мы поехали опять в Краков погулять пешком по его пронизанным насквозь историей улочкам. Захотелось прикоснуться к старым стенам, просто посидеть в сквере и посмотреть на людей, что живут в этом прекрасном европейском городе.

Дочь мне рассказала, что недалеко от вокзала находится музей Армии Краёвой. Этот музей соответствует профилю моего музея и поэтому я подумал, что полезно будет в нём побывать. Зашли в музей. Оказывается, это бывшая тюрьма. Здесь нам опять повезло. Каждое воскресенье вход бесплатный. Дали два чипа для считки и прослушивания информации на нужном нам языке, и мы пошли. Конечно же, музей сделан оригинально и не похоже на что-либо мне известное. Поражает маршрут движения, полумрак и появляющиеся резко освещённые для просмотра объекты. Очень много объёмных диорам и реконструкций обстановки. Впечатляет звуковое сопровождение всех диорам. Экспозиция не перегружена и легко воспринимается посетителем.

Замечаю, что рядом экскурсовод объяснял немцу-студенту, что собой представляли их фашисты в военной форме и что они творили в годы войны в Польше. Она ему всё рассказывала, а он часто её останавливал и говорил «Этого не может быть»… Оказывается, это было. Мне кажется молодой немец с трудом, но поверил в зверства нацизма. Музейная экспозиция этому способствует.

После знакомства с историей Армии Краёвой мы пошли на вокзал. До моего отъезда оставался час. Время шло. Мы беседовали о жизни и не заметили, как прибыл мой поезд.

Со слезами на глазах я прощался со своей дочерью Анной. У обоих нас на глазах были слёзы любви, радости и печали. Время пришло расстаться, чтобы снова встретиться через какое-то время. Главное, ценить и любить жизнь. А это дар божий каждому из нас.

Комментарии к статье

Сергей, 2019-03-29

Краков и Величка мечта любого туриста!

Последние новости

Музей в гостях у школьников
С передвижной выставкой «Школа будущего командира» в СШ №2 г. Иваново приехал Военно-исторический музей им. Д. Удовикова из г. Дрогичина.
Велосипедный поход
Традицией для учащихся Брашевичской СШ стало проведение велосипедного однодневного похода по историко-экологическим местам окрестностей д. Брашевичи.
Интересный поход «Пересвета»
Для детей каникулы весёлая и интересная пора. Вот и в эти весенние каникулы для ребят из военно-патриотического клуба «Пересвет» был организован поход по историческим местам древнего Загородья.
Увековечим партизана
Приближается 80-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских оккупантов.
Письмо с фронта
Письма с фронта. Это летопись Великой Отечественной войны. Наш Военно-исторический музей их собирает и конечно бережно хранит. В этом небольшом материале хочу предложить Вам посетители нашего сайта очередное письмо с фронта домой.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Экскурсии в государственных музеях имеют право проводить только штатные научные сотрудники данных музеев

Военно-исторический музей
им. Д.К. Удовикова

Адрес: г. Дрогичин, ул. Ленина, д. 163, Республика Беларусь, Брестская обл.

Время работы:8:00-13:00, 14:00-18:00, 8.00-13.00, 14.00-17.00 (суббота, воскресенье)

Телефон: (801644) 7 14 22

Цена билета: Для учащихся, военнослужащих и приравненных к ним лицам - 60 коп. Для остальных категорий населения - 80 коп.

Цена экскурсии: Для учащихся, военнослужащих и приравненных к ним лицам - 5 руб. Для остальных категорий населения - 6 руб.